Около 150 тыс. жителей Гродненской области не входят в статистику безработных и не являются трудоустроенными. Эти люди - вне «белой», официальной экономики страны. Они дельцы «серого», теневого бизнеса.
В Гродно, который стоит на двух границах, польской и литовской, основная часть теневого бизнеса приходится именно на контрабанду. «МУРАВЬИ»"Муравьями» польские таможенники называют белорусских контрабандистов самой низшей касты - «спиртовозов», «сигаретчиков», «солярочников». Тех, кто занимается ежедневным мелким, нервным и кропотливым промыслом, - перевозит через границу и продает с небольшими барышами водку, сигареты, дизельное топливо. Когда-то в Гродно «муравьиным» бизнесом занимались тысячи жителей, теперь осталось около 700 человек....
Электричка на польскую Кузницу выезжает из Гродно четыре раза в сутки. Это примерно около 300 пассажиров. Из них около полутора сотен - сигаретчики и спиртовозы. Водка и сигареты покупаются прямо перед посадкой в вагоны - в магазинах беспошлинной торговли duty free. Поляки хорошо берут сигареты L&M - с блока можно выручить $2, с литра водки Petrov - $2-2,5. Однако они не всегда бывают в магазинах, а с блока дешевых Pine получается не больше $1,5. Здесь большой науки нет. Большая наука наступает после - как спрятать, провезти, пронести мимо бдительного глаза польского таможенника сверх нормы 10-20 блоков сигарет, 3-5 литров водки, литров 5 спирта.
«ПАССАЖИРЫ»
Норма, которую пропускают польские таможенники, - блок сигарет и литр водки. Кто-то из простых пассажиров, которые едут в Польшу по своим делам и не планируют вывозить сигареты и водку, соглашается оказать услугу соотечественнику - перевезти для него совершенно легально блок и литр. Два шустрых паренька перехватили меня прямо у вокзальной кассы: «Вы в Польшу? Сигареты не везете? Возьмете блок?» После того как я согласилась (пишет жирналист Гродненской газеты), они уже не спускали с меня глаз. Заняли мне место в вагоне и отдали пакет с блоком сигарет и бутылкой водки.
«НА СЕБЕ»
В Гродно, который стоит на двух границах, польской и литовской, основная часть теневого бизнеса приходится именно на контрабанду. «МУРАВЬИ»"Муравьями» польские таможенники называют белорусских контрабандистов самой низшей касты - «спиртовозов», «сигаретчиков», «солярочников». Тех, кто занимается ежедневным мелким, нервным и кропотливым промыслом, - перевозит через границу и продает с небольшими барышами водку, сигареты, дизельное топливо. Когда-то в Гродно «муравьиным» бизнесом занимались тысячи жителей, теперь осталось около 700 человек....
Электричка на польскую Кузницу выезжает из Гродно четыре раза в сутки. Это примерно около 300 пассажиров. Из них около полутора сотен - сигаретчики и спиртовозы. Водка и сигареты покупаются прямо перед посадкой в вагоны - в магазинах беспошлинной торговли duty free. Поляки хорошо берут сигареты L&M - с блока можно выручить $2, с литра водки Petrov - $2-2,5. Однако они не всегда бывают в магазинах, а с блока дешевых Pine получается не больше $1,5. Здесь большой науки нет. Большая наука наступает после - как спрятать, провезти, пронести мимо бдительного глаза польского таможенника сверх нормы 10-20 блоков сигарет, 3-5 литров водки, литров 5 спирта.
«ПАССАЖИРЫ»
Норма, которую пропускают польские таможенники, - блок сигарет и литр водки. Кто-то из простых пассажиров, которые едут в Польшу по своим делам и не планируют вывозить сигареты и водку, соглашается оказать услугу соотечественнику - перевезти для него совершенно легально блок и литр. Два шустрых паренька перехватили меня прямо у вокзальной кассы: «Вы в Польшу? Сигареты не везете? Возьмете блок?» После того как я согласилась (пишет жирналист Гродненской газеты), они уже не спускали с меня глаз. Заняли мне место в вагоне и отдали пакет с блоком сигарет и бутылкой водки.
«НА СЕБЕ»
Это самый долгоживущий и самый распространенный способ перевозки контрабанды. 20 километров от Гродно до Кузницы электричка идет около часа, несколько раз останавливаясь на рубежах. За это время надо успеть рассовать свой товар по не доступным для таможенников местам. Сергей, 28-летний невысокий худощавый юркий человечек. Охотно рассказывает о тонкостях бизнеса, попутно приминая о пластиковую скамью уголки у сигаретных пачек и засовывая пачки в женский чулок телесного цвета. Затем чулок с сигаретами укладывается на шее, и пачки исчезают, прикрытые гольфом, рубашкой, свитером и курткой. Я проверяю - ничего не видно. Коробку от блока Сергей аккуратно складывает и засовывает в ботинок вместо стельки - кому-то из покупателей коробка может понадобиться. В середине вагона треск скотча - невысокая пожилая женщина укрепляет пачки на спине, животе, пакеты со спиртом - на рукавах. Пышная краснощекая дама деловито уминает роскошную грудь, в недрах которой исчез блок сигарет, потом предъявляет ее товарке на проверку. Та оглядывает, трогает - всё в порядке. Мужчины отворачиваются к окнам или выходят в тамбур, там распихивают свой товар в штаны и под свитера.
«КРУТИЛЬЩИКИ»
«Раскручивать» вагоны наши соотечественники придумали лет пять назад. Это был огромный прорыв в деле контрабанды, приносивший поначалу солидные барыши. Заполнив электричку, мужчины, вооруженные отвертками, принимались раскручивать обшивку вагонов, пряча за нее свой товар. Но длилось это недолго. Крупный «облом», о котором судачат до сих пор, случился года четыре назад. Тогда таможенники в Кузнице просто пересадили «муравьев» в другой поезд, а нашпигованные водкой и сигаретами вагоны отогнали в депо. Правда, говорят, поляки до многих тайников так и не добрались, так что «крутильщики» потом нашли свой товар.Теперь объемы «кручения» упали, однако специалисты этого дела есть. Уже в Кузнице они договариваются с железнодорожной полицией, которая пропускает их к тайникам.
«КИДАЛЫ»
До вокзала в Кузнице около километра, поезд уже на польской территории. За окном начинается город - редкие дома, перелески, кусты. Высокий худой мужчина с усилием раздвигает руками двери вагона и держит их, второй, поменьше, присев, на ходу выбрасывает блоки сигарет и две бутылки водки. «Раньше я тоже выбрасывал, - рассказывает 30-летний Роман. - Мы заранее отправляли одного товарища, сами выезжали ночью. Он устраивался недалеко от путей где-то в кустах. В темноте чиркал спичкой, и мы, видя огонек, выбрасывали ему сигареты. А однажды «попали» на целый ящик, таможенники его перехватили, хорошо, товарищ успел сбежать».Бывало, выбрасывали ящиками водку, обмотав ее пенопластом, однако тут большой риск боя.
КУЗНИЦА
В Кузнице пассажиры проходят таможенную проверку. Все, кто ехал со мной в вагоне, были серьезно «упакованы», таможенный контроль не нашел ничего. Я, спрятав в рукава по просьбе Романа по пачке сигарет сверх нормы, тоже не была задержана. У вокзала приехавших уже ждут перекупщики.Тут же на улице «муравьи» достают из-за пазух, из брюк и свитеров свой товар - в течение получаса сделки совершены. В Белостоке сигареты и водку можно продать на доллар-полтора дороже. Кое-кто едет туда, затем часами стоит на Юровецком рынке, продавая сигареты по пачке.Еще через полчаса - электричка обратно, в Гродно. Чтобы не ехать вхолостую, «муравьи» берутся доставить товар для наших челноков - комплекты штор и покрывал, обувь. В Беларусь можно ввезти не более 50 кг, всё, что свыше, - опять рассовывается по штуке, по паре между пассажирами, едущими в Гродно
МУРАВЬИНАЯ СУДЬБА
"Муравьиный» бизнес глохнет. Еще пять лет назад в кузницкой электричке нужно было заранее занимать места. Теперь полным бывает только ночной рейс. «Когда я начинал, восемь лет назад, это были легкие деньги, - вспоминает профессиональный контрабандист Сергей. - Тогда с одной поездки я привозил по $50-60. Сейчас хорошо, если получится $10».Крепчает и конкуренция. Каждый гродненец, который пересек границу с блоком сигарет и бутылкой водки в надежде выручить пару долларов, переходит дорогу Сергею, Роману и их товарищам. Каждый дизельный автомобиль или автобус - конкурент Валентина. С нового года открылся пункт пропуска «Брузги» - еще один ручей влился в поток сигаретно-водочно-солярочной контрабанды.Планомерное уничтожение «муравьев» в последние годы ведется все успешнее как польской, так и белорусской стороной. Ограничения на ввоз водки и сигарет ужесточились, проверки усилились, появились новые сборы на границе. Поговаривают о скором обязательном медицинском страховании въезжающих. Со страхом ожидают «муравьи» введения Польшей с 1 июля виз, которые, возможно, совсем прихлопнут эту кормушку. Однако никто из них не хочет возвращаться в «белую» экономику своей родины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий